— Чемпион Европы Дима Алиев рассказывал, как он в детстве сшибал мебель, показывая в квартире олимпийскую программу Алексея Ягудина «Зима», повторяя каждое движение. «Жар-птица» у вас дома часто взлетала в период карантина?
— Надеюсь, прыжки не больше трех оборотов?
— Два с половиной, три, не больше.
— И лутц был тройной?
— На полу с лутцем сложнее, не оттолкнешься, зато могу тройной аксель, с которым на льду у меня дела складываются похуже, чем с четверными. Хотя аксель на полу я исполняю уже очень давно, по-моему, еще с того времени, когда только учила тройные прыжки.
— Как я понял из вашего Instagram, музыку к новым программам не успели подобрать. Но, может, направление обсуждали?
— Ни о чем конкретном речь не шла, но всегда хочется попробовать что-то новое и разноплановое.
— У вас сформировался стиль прелестной девочки на льду. Даже «История одного убийцы» была рассказана вами, как сказала Татьяна Тарасова, с «нежнятиной и силой». Хоррор и лирика — вам по душе такой коктейль?
— Образ в программе всегда был для меня очень важен, и в этом сезоне моя короткая программа мне нравилась не потому, что я просто катала ее с улыбкой или с грустным выражением лица, а потому, что я именно вкладывала в нее душу. Я получала удовольствие от неё и особенно от дорожки шагов, от комплекса самих движений в ней и эмоций, которые я показывала. Они были то плавные, то резкие.
— Совмещать несовместимое?
— Не то что несовместимое — просто разное, которое бы смотрелось воедино, необычно и круто. И обязательно раскрывать себя с новых сторон. Я показала еще далеко не всё из того, что могу.
— В каком неожиданном образе мы вас еще не видели?
— Если вспоминать все мои программы из детства, то было много разных образов: и индейца катала, и Dreamcatcher… Кстати, после нее меня заметили и часто вспоминают именно эту программу, мне она тоже очень нравилась. А «Парфюмер» в этом году — это мой первый опыт программы с такой серьезной историей. Я ни разу не катала джаз или блюз, даже не знаю, будут ли они у меня, а если будут, то сейчас или позже.
— Джаз или блюз — это же очень интересно.
— Да, в том плане, что есть фигуристы, которым эти стили очень идут, а я еще не представляю, будут ли они мне к лицу.
— Чтобы попробовать тот же джаз, нужно ли поработать с новым хореографом или постановщиком?
— Нет, Даниил Маркович и Этери Георгиевна (Тутберидзе) создали нереальное количество образов фигуристам. Если у меня не было джаза, это не значит, что они такие программы не ставили.
— Совершенно разные специалисты — и Инна Гончаренко, и Ирина Слуцкая — признают, что вы в этом сезоне еще выросли в классе, причем существенно. Мне тоже так показалось. Вы с нами согласитесь?
— Конечно, мы ежедневно тренируемся и много чего отрабатываем. Мне приятно, что я улучшаюсь и добиваюсь прогресса, но все-таки это обязательно должно происходить. Главное, что я заметила за собой в этом сезоне, — это то, что стала более уверенной на соревнованиях. Именно это отразилось на результате, и для меня это действительно самое важное достижение сезона.
— А следствие уверенности — симбиоз четкости и легкости, которого вы достигли во второй половине сезона?
— За счет того, что я была более сосредоточена и уверена в себе, я смогла больше концентрироваться на программе — не только на прыжках, но и на том, что между ними.
— Мне показалось, что в период от турнира «Ломбардия Трофи» до чемпионата России произошло окончательное и бесповоротное прощание с юниорским катанием.
— «Ломбардия Трофи» был первым стартом сезона, с более легким набором, с бо́льшим волнением, с не очень вкатанной программой, а чемпионат России стал для меня самым удачным турниром года с самым сложным контентом, и на этом драйве — и от хороших прыжков, и от той самой уверенности — произвольная программа хорошо смотрелась.
— И стройность между элементами, качественные связки.
— Да, я чувствовала, что в прокате у меня все получается и что в этот раз я смогу показать, что я тренировала. Драйв, азарт, адреналин — это то, что помогало мне между прыжками.
— Вам всегда аплодируют за четверной лутц, но тогда, в декабре, та же Тарасова отдельно поражалась вашим вращением.
— А вот за это меня можно поругать. На чемпионате России финальное вращение с завершающим бильманом перед заключительной позой я сделала не самым лучшим образом. Не могу сказать, что расслабилась, потому что весь прокат был на максимуме, но если бы мне дали возможность, я бы это вращение переделала.
— Мне сказали, что ваша первая победа на чемпионате России в Саранске была радостью для всего «Хрустального», так как это было преодоление и после тяжелой травмы, и после неудачных соревнований. Вы ощущали то золото, выигранное в компании не только Алены Косторной и Александры Трусовой, но и Алины Загитовой и Евгении Медведевой, как подвиг?
— То золото я до сих пор не могу осознать. Ехала на чемпионат вообще не понимая своей цели. Перед этим у меня был очень неудачный старт в Финале Гран-при (Анна заняла пятое место из шести участниц в юниорском сегменте), и в Саранске самым главным для меня было перебороть себя, выдать максимум. И только лишь мелькала мысль: было бы неплохо попасть в сборную, а для этого нужно быть в шестерке. Короткую откатала хорошо — стала пятой. Была довольна, считала, что добилась хорошего промежуточного результата и теперь есть шанс остаться в шестерке. Мысли о том, что я могу попасть в тройку или выиграть, даже не допускала. Не было ее и после проката произвольной. То, что ко мне приближается медаль, я очень постепенно осознавала, сидя после и глядя на выступления других. «А я еще держусь», — с удивлением говорила про себя. «А я всё еще держусь», — думала, смотря на табло после очередного проката. Когда получила золотую медаль, то самым важным ощущением было действительно преодоление. Я переборола саму себя.
— Психология победителя вам уже знакома?
— Вообще я не ощущала дополнительного давления от понимания, что могу выиграть. Уже после «Ломбардии Трофи» и этапов Гран-при, после технического усложнения пришло чувство, что я могу побеждать не потому, что кто-то ошибается, а потому, что все в моих руках. Я рада, что уверенность в своих силах осталась со мной до конца сезона. И рада, потому что еще год назад и раньше во мне постоянно сидело ощущение, что я кого-то догоняю, пытаюсь угнаться, но все равно отстаю. На соревнованиях у меня никогда не было полной уверенности в себе, мне казалось, что я хуже остальных. Но чемпионат России в декабре 2018 года стал переломным моментом. Что интересно, осознала я это не сразу, а проанализировала свое состояние не так давно. Я задавала себе вопросы: почему у меня были срывы, которых не должно было быть? Почему сегодня я нервничаю меньше, чем вчера?
— Вы гнались за всеми после тяжелой травмы, но до нее вы же в своей возрастной категории были явной примой. Тогда мир восторгался не четверными прыжками женщин, а каскадом 3-3-3 в исполнении Медведевой. И в младшей группе этот 3-3-3 первой подхватила как раз Анна Щербакова.
— Как раз во время неудач я вспоминала то время, о котором вы упомянули, и говорила себе, что ведь раньше я выходила и показывала все, что умею, потому что иначе и быть не должно. А после восстановления я видела, как остальные прыгают, но сама я не могу этого сделать. И это вызывало во мне ощущение, что теперь я слабее. Много времени я потратила, чтобы избавиться от этого чувства.
— У каждого большого спортсмена случается такой момент, когда он самому себе без свидетелей произносит фразу: «Да, я это сделал!» Вы произносили ее в своей карьере?
— Конкретно не произносила, но действительно были моменты радости после преодоления. Первое — это когда после травмы я вышла на лед на внутренних соревнованиях и наконец-то собрала программу чисто. Тогда я была рада. А далее у меня происходило все постепенно, не было старта, после которого я говорила: «Я это сделала!», потому что вот в нынешнем сезоне заключительного старта и не было. Весь сезон я выступала с мыслью, что пока что это только начало, а главные турниры будут потом. После окончания старта я сразу переключалась и думала о следующих тренировках и соревнованиях. Поэтому очень не хватает в этом году какой-то точки.
— Заключительной точкой может быть только чемпионат мира?
— В данном случае да. Если бы нам перед чемпионатом Европы сказали, что он будет последним турниром, наверное, все было бы по-другому. И подготовка была бы иной, и настрой. Но так как мы знали, что впереди еще главный старт, то у меня до сих пор нет ощущения, что сезон завершен.
— Но самый главный — Олимпиада. Она психологически постоянно присутствует в голове?
— Глобально где-то сидит, но особо не высовывается. Очень странно представлять свою работу, думая о том, что будет через полтора или два года. Я же живу конкретикой, выхожу на тренировку, исполняю элементы и не могу рассуждать, что именно это я готовлю на два года вперед. Мысли об Олимпиаде слишком глобальны, мне проще ставить себе цели и представлять, что будет, например, через месяц.
— А когда приходят новости об очередных санкциях со стороны WADA, Международного олимпийского комитета, грозящих недопуском нашей сборной до Олимпийских игр, какие чувства у вас возникают?
— Если говорить лично обо мне, то мне надо еще очень много чего сделать, чтобы отобраться в команду. Но, конечно, эти разговоры очень пугают, и мне всегда хочется верить только в лучшее и в то, что никаких санкций не будет.
— Как вы восприняли золото Камилы Валиевой в Финале юниорского Гран-при этого сезона, которое она взяла после перелома, обыграв американку Алису Лю, в арсенале которой есть четверной лутц?
— Я видела, как Камила восстанавливалась, и я понимаю, как это тяжело, и была очень рада ее победе. Скажу честно, я не ожидала, что при хорошем прокате Алисы будут такие результаты. Но Алиса допустила ошибки, и Камила справедливо выиграла.
— Скажите, пожалуйста, а каким образом человек может так быстро восстановиться?
— В моем случае восстановление не было быстрым, а в тот момент вообще казалось бесконечным. Три месяца вообще не каталась, а на лед вышла — и долгое время мне нельзя было прыгать. В то время меня еще не было на международных турнирах, я никуда не отбиралась, поэтому мое восстановление прошло тихо. А Камилу уже ждали в Финале Гран-при.
— Любимый вами Натан Чен тоже получил перелом после прыжка, причем на показательных, за что его сильно ругал тренер Рафаэл Арутюнян.
— Я слышала об этом. Но я не исполняла какой-то сверхпрыжок, просто все произошло после летнего отдыха, а этот период складывается у меня всегда особенно тяжело. Программы я вкатываю довольно долго, и тренеры об этом знают. Они меня не то чтобы подгоняют, но напоминают, что работать надо максимально усердно, чтобы войти в сезон быстрее. Неслучайно на контрольных прокатах в сентябре я делала только один четверной.
— Откуда у вас такая грамотная и аккуратная речь? Будто вы прошли курсы риторики на центральном телевидении.
— Мне даже ответить на это нечего, я никогда не занималась речью специально. Мой любимый предмет в школе — русский язык. Может, поэтому?
— У вас и слов-паразитов нет, и сленга. Настоящая русская речь.
— Мне часто об этом говорят, но когда я смотрю свои интервью, мне много чего не нравится. Например, в одном из них через каждое предложение могла говорить «на самом деле». Сколько можно! Если вырезать все мои «на самом деле», то можно сделать отдельное видео.
— Не представляли себя диктором?
— Нет.
— К вопросу о речи. Я увидел заголовок в Cosmopolitan под интервью Алины: «Я больше никому ничего не должна». Есть другой вариант похожего красивого ответа: «Я всем всё доказал». Так говорят уже опытные спортсмены, часто даже маститые тренеры. Как думаете, в какой момент человек созревает для какого-то из этих признаний?
— Наверное, в случае Алины. В тот момент, когда ты понимаешь, что выиграл все турниры и нет ни одного из них, где бы ты не доказывал: ты — лучший. А если у спортсмена остается какой-то старт, который ему не покорился, то это придает ощущение необходимости что-то исправить. А если ты действительно выиграл все, то, наверное, можешь сказать, что больше ты никому ничего не должен.
— Вы свои победы считаете?
— Нельзя сказать, что считаю. Не могу назвать их число. Но многие из них для меня очень ценны, я их помню, и внутри они у меня хранятся. Победы отражаются в памяти ценой, какой они дались, а не галочкой в тетрадке.
— Чемпионат России на первом месте?
— Конечно. И в прошлом сезоне, и в этом на чемпионате страны у меня были самые удачные прокаты.
— Как вам кажется, чемпионат России сложнее чемпионата мира, которого в вашей карьере пока не было?
— Очень спорный вопрос. В России много сильных фигуристок, а мест для отбора только три. Не попадешь — на чемпионате мира тебя не будет. Но и на мировом чемпионате есть сильнейшие спортсменки, с которыми я по ходу сезона даже не соревновалась, поэтому и сравнивать их с другими некорректно. Мне бы очень хотелось выступить на чемпионате мира, потому что для меня это будет все-таки самый значимый старт. И волнения на нем, наверное, будет больше от осознания важности.
— Когда пришло известие об отмене чемпионата мира, я связался с вице-президентом ISU Александром Лакерником, который был очень расстроен. У вас в момент ожидания новости чего было больше — желания успеть на рейс в Монреаль или опасения за свое здоровье?
— В тот день, когда отменили чемпионат мира, у нас был выходной. Так получилось, что сезон закончился в выходной, что еще более странно. Новость о том, что его могут отменить, я увидела примерно за час до официального сообщения. Вышла она намного раньше, но увидела я ее к вечеру. У меня не было долгого момента ожидания. Я думала, что все это неправда. Ненастоящие новости. Потом я стала читать в разных источниках и стала осознавать, что сейчас действительно принимается решение. Но внутри присутствовало ощущение, что его не отменят. Я была уверена, что мы все равно поедем. На тот момент я еще не знала, насколько все серьезно. У нас в России я еще не слышала никаких случаев (заражения коронавирусом), поэтому, когда до меня дошло, что в марте никакого чемпионата не будет, я вообще не понимала, что произошло. Мне не верилось. Я посидела в таком состоянии вечером, потом пошла спать, но не могла заснуть. Всю ночь лежала и просто думала. У меня не было печали, я лежала с одной мыслью: «А как так? Я же готовилась. Я завтра должна пойти на тренировку. Прокатать программы. Отточить элементы. А скоро нам улетать в Канаду«. С утра я тоже ничего не понимала. А днем я вышла на тренировку, и у нас нет задания катать программы, мы просто прыгали на льду тем днем. И тут расстройство накатило на меня. Я пару суток ходила сама не своя. Пережила и это, сейчас меня отпустило, поняла, что ситуация реально серьезная и здоровье превыше всего.
— Каково это спортсмену — понимать, что он лишился практически гарантированной медали?
— Подготовка к «миру» была сложной. После «Европы» у меня в какой-то момент случился большой спад. Была сильная раскоординация, такого со мной, по-моему, еще не было. Мы очень много работали, чтобы восстановиться и выйти на пик формы к Монреалю. Я чувствовала, что внутри меня опять идет преодоление, но я набираю кондиции, идет улучшение, и за несколько дней до несостоявшегося отъезда я действительно вышла на пик формы. Я прыгала, у меня все получалось! Обидно в какой-то степени. Но у меня остается еще больше желания бороться в следующем сезоне. Сейчас у меня нет никакой зацикленности на том, что я что-то упустила.
— Я помню ту атмосферу чемпионата Европы в Граце, когда вы с Аленой и Сашей выиграли все медали, но разговоры шли не столько о них, сколько о раскоординации и прочих постновогодних проблемах.
— Там я, возможно, не была на пике формы из-за зимнего отдыха, но это не то, что случилось после. И хоть прокат на чемпионате Европы стал для меня тяжелым и морально, и физически, он не был плохим. Были отдельные минусы, но я собой была почти довольна — после первого каскада я собрала флип. Несмотря на то что поставили недокрут, для меня это был шаг вперед. После Граца, думаю, я буду заходить на него более уверенно. А потом мы вернулись в Москву, я стала раскатывать новые коньки. Затем, собирая программы, не поняла, что произошло… Прыжки стали идти очень трудно. Или даже не идти совсем. Тренеры безумно много со мной возились, сама я была в непонятном состоянии. Каждый день я обдумывала, что же сделала не так. Но мы преодолели все трудности. Не зря они случились. Это тоже опыт. А чемпионата мира не случилось. «Это еще не все, главное впереди», — с этой мыслью мы жили весь сезон и напоминали себе об этом после каждого старта. Даже сейчас — меня отпустило, но ощущения, что сезон закончился, нет.
— В России многие говорят, что чемпионат мира лучше отменить, чем проводить его в октябре.
— Я много читала об этом. Поначалу мне казалось, что самый лучший вариант развития событий — проведение, пускай и попозже. Думала, что, проведите его в любое время, я всегда согласна и всегда готова. Когда читала высказывания людей, что его лучше отменить совсем, возникала мысль: «Ну как вы можете так говорить, если я спортсмен и я готов? Я поеду! Но прошло время, многие стали говорить, что перенос — дело очень странное, и я тоже начинаю задумываться, а как бы это действительно было? Пока я так и не определилась со своим мнением на этот счет. Просто у меня настолько большое желание там выступить, что мне казалось, что я буду готова это сделать в любой момент и в любом месте. Но если чемпионат мира пройдет в начале сезона, будет и вправду странно.
— Так говорят функционеры, тренеры, бывшие фигуристы. Им не брать там медали.
— Дело в том, что к мартовскому чемпионату все мы уже завершили подготовку, а если его перенести на другой срок, то неизвестно, как к нему организовывать тренировочный процесс. Форму я обычно набираю довольно тяжело и долго. Все равно этот вопрос зависит не от меня. Если мне скажут, что нужно ехать, я с удовольствием поеду. Если отменят, то концом света это для меня не станет. Я буду готовиться к новым соревнованиям.
— Представьте, в сентябре контрольные прокаты, в октябре серия Гран-при, затем этот условный чемпионат мира, в декабре Финал Гран-при, чемпионат России, постановка новых программ, чемпионат Европы и следующий чемпионат мира. Вы выдержите такое?
— Новые программы к чемпионату мира — это, конечно, совсем не вариант. Потому что ты их накатываешь-накатываешь, и к концу сезона они становятся максимально хороши, а если нечто на скорую руку сварганить, это не очень серьезно. А выдержу ли я такой режим? Теоретически легко рассуждать. Чтобы понять, надо на деле проверять.
— Сейчас мир фигурного катания разделился на тех, кто за введение возрастного ценза, и на тех, кто против. Вы интересуетесь темой?
— Я интересуюсь всеми новостями, связанными с фигурным катанием. Я действующая спортсменка и рассуждать о том, какие правила должны быть, с моей стороны некорректно в принципе. Я соревнуюсь по правилам, которые приняты уже давно, и под нас их никто не подстраивал. Какие они есть, под такие подстраиваемся мы.
— Можете представить, что при радикальном варианте вам пришлось бы до сих пор выступать на юниорском уровне?
— Сложно, потому что я уже вышла на взрослый уровень.
— Рафаэл Арутюнян за введение ценза, но его позиция глубока по смыслу. Он говорит: «Я не хочу, чтобы эти девочки заканчивали в 17 лет из-за того, что наступают более юные». А вам лично вообще нужна долгая карьера, или в жизни есть много интересов?
— Пока я не могу представить, когда наступит конец моей карьеры. Однозначно я еще не все сказала в фигурном катании. По-моему, заканчивать надо тогда, когда есть чувство, что ты сделал все, что хотел. Когда ко мне придет непонимание, зачем мне дальше идти на тренировку, тогда придет и время закончить. Иначе, зачем себя мучить, если тебе это не нравится и тебе это больше не нужно? А пока есть мотивация и здоровье позволяет, надо продолжать. Нет в фигурном катании определенного возраста, когда нужно с ним прощаться. Если можешь, катайся хоть до тридцати лет. Но в нашей стране это тяжело из-за большой конкуренции. Если ты не показываешь высокий уровень, то не можешь ездить на главные старты. В некоторых других странах легче, там ты не обязан показывать запредельный результат, ты все равно сможешь участвовать в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. Это тоже многое решает.
— У вас фантастический технический набор. Четверные лутц и флип — уже на этой характеристике многим можно расходиться. Но, как думаете, возможно ли сегодня конкурировать с такой, как вы, спортсменке с тройными или, скажем, четверным тулупом или сальховом? Возможен ли такой баланс программы?
— Начнем с того, что если прыгать четверные тулуп и сальхов, то это уже очень высокий уровень. Если человек умеет два четверных, то у него очень сильная программа в любом случае. А если речь о тех, кто прыгает только тройные, то при наших правилах все превращается в математику. Четверной — это большая стоимость, но и большой риск ошибки. Я выучила четверные, но не скажу, что после этого их исполнение так легко дается. Если они есть у меня в программе, это не значит, что я без проблем выиграю. Чтобы прыгнуть четверной на соревнованиях, нужно тысячи раз зайти на него на тренировках и столько же раз упасть. И только потом у тебя начнет что-то получаться. Например, в прошлом году у меня было много стартов, на которых я на четверных больше теряла баллов, чем зарабатывала. В Финале Гран-при я упала с двух четверных лутцев, и в протоколе мой четверной получился в лучшем случае по цене двойного.
— Я в Граце спросил у Глейхенгауза, есть ли возможность Саше Трусовой внедрить в произвольную тройной аксель, на что он ответил, что места этому прыжку при пяти четверных Саши нет.
— В произвольной — да, а в короткой тройной аксель дает огромное преимущество, поэтому этот элемент уже необходим, и я это понимаю.
— Сколько четверных вы способны втиснуть в произвольную, чтобы сохранился баланс программы?
— Без потери баланса крайне тяжело это сделать. Но мы для этого очень много работаем. Когда я заезжаю на четверной, порой возникает мысль: «Да ну все эти шаги, мне бы просто разогнаться!» Но тренеры следят и вовремя делают втык. А то представьте: конец тренировки, произвольная, я иду на третий четверной. Мысль одна: «Главное — сделать. Сейчас я как разгонюсь… Пару шагов выкину». Но сигнал от тренеров не дает тебе возможности упростить действия. Четверной четверным, но на тренировках тебе нужно отработать именно сложные заходы на них, чтобы на соревнованиях у тебя и мысли не возникло убрать какие-то шаги.
— Чтобы весь план был в мышечной памяти.
— Да. Это всё нужно закладывать тренировками.
— Всегда считалось, что в 16 лет завершается детство. Кто-то на 16-летие даже по-особенному плачет. Что вы ощутили 28 марта этого года?
— Веселая тема для разговора, учитывая, что это случилось на карантине. Огромное спасибо моей семье, что смогли устроить для меня праздник. Утром я проснулась и увидела шарики, подарки. Все меня поздравляли. Я ощутила, что у меня торжество, но я не могу сказать, что в 16 лет я почувствовала что-то особенное. «16 лет! Ты же уже взрослая!» Но у меня кардинальных перемен не случилось.
— Что вам было нельзя до 16, а старше уже стало можно?
— Я тоже пыталась это понять, а оказалось, что ничего. Все, что я делала до этого, делаю и сейчас. Не дало мне 16-летие каких-то новых возможностей.
— Вы и раньше, наверное, были самостоятельной. С минимальным родительским контролем.
— Родители мне доверяют, и для меня это важно. Они мне помогают, но во многих делах я становлюсь все более самостоятельной. «16 лет» и звучит более по-взрослому, и сама я стала, может быть, чуть взрослее, но по сути все осталось неизменным, потому что в это самое время я сижу дома.
— День рождения в самоизоляции — это что?
— Это такой чисто семейный праздник. Раскрыла подарки, затем завтрак. Мы сейчас на даче всей семьей, и еще тетя с моей двоюродной сестрой с нами. Днем поиграли во дворе в футбол, если можно так назвать то, чем мы занимались. Вечером тоже собрались, за настольными играми. Я еще в Instagram пошутила, что жду гостей, чтобы потом выложить фотографии всех моих животных, которых я постоянно фотографирую, и у меня скопился целый банк снимков.
— Многие говорят, что самоизоляция — это новые возможности и идеи. Вы что-то открыли в себе?
— Я стала снимать видео с домашними тренировками и научилась сама их монтировать. Склеивать, накладывать музыку, ускорять. Мне это стало интересно, планирую развивать это направление. Может, что-то веселое смастерю. Идеи есть.
— Сейчас многие выкладывают видео с домашними тренировками. За кем-то следите?
— Я долго думала, может, мне не хватает своих упражнений и стоит что-то добавить, много чего смотрела, но сделала вывод, что нет никаких волшебных упражнений. Всегда хочется найти что-то особенное, что гарантирует тебе отличную форму. Но все, что можно, уже придумано, и сверхновых упражнений вряд ли найти.
— С вашими успехами начинается жизнь на глянцевых обложках. Вас воодушевляют такие фотосессии?
— Это новый опыт, который мне нравится. Но я понимаю, что это нелегкая работа. Ты приходишь, снимаешься весь день и не всегда делаешь всё, как тебе хочется. Бывает, что одна фотография делается очень долго. Ты подустал, но тебе обязательно нужно сделать такое естественное лицо, будто ты случайно здесь только что появился. Так как у меня такое бывает довольно редко, то мне это по душе. Но особенное удовольствие от результата, когда ты видишь очень красивые фотографии на память.
— Еще сезон превосходства вашего трио с Аленой и Сашей, и ТЩК станет уже брендом. Как некая группа вроде Spice Girls. Вы никогда не мечтали выступать в музыкальной или какой-нибудь творческой банде?
— С пением у меня совсем не очень. Каждый человек по приколу подпевал какую-нибудь песню. Как мне кажется, слух у меня есть, а голос не очень.
— Может, дело в постановке голоса?
— Может. Но кому-то от природы дано петь. Я этого за собой не замечаю.
— Кто у вас в группе лучше всех поет?
— Хороший вопрос. У нас нет человека, который бы постоянно ходил и пел. Если включить популярную мелодию, все начнут немного подпевать.
— Вы бы какую хотели научиться петь?
— Мои музыкальные вкусы часто меняются. Я слышу песню, которая очень нравится, затем бесконечно ее слушаю, через какое-то время она мне надоедает, и я нахожу новую. Например, мне очень нравится трек Sia, по которому поставлена произвольная программа Вакабы Хигути в этом сезоне.
— С пением понятно, но танцы на паркете на занятиях с Алексеем Железняковым были в вашем исполнении великолепны. Никогда не хотелось станцевать в балете или в каком-то современном спектакле у некоего французского режиссера?
— Так далеко вперед я не заглядывала, но танцевать я очень люблю, потому что, танцуя, ты можешь легко менять образы, двигаться абсолютно в разных стилях. У меня в детстве был хореограф Юлия Александровна Красинская, которая проводила даже не столько танцы, сколько учила нас, чтобы каждая часть тела двигалась по отдельности. Мы вставали и разминали только корпус и так далее. Это очень важно, потому что, становясь взрослее, ты лучше чувствуешь свое тело и проще воспринимаешь различные стили. Думаю, сейчас мне это помогает.
— Это было еще до прихода к Этери Георгиевне в 9 лет?
— Да, я тогда тоже тренировалась в «Хрустальном», но у Оксаны Михайловны Булычёвой.
— Какое направление в танцах вам ближе?
— И лирические, и что-то вроде хип-хопа тоже нравится, да много чего.
— Хип-хоп Чена в этом сезоне был крут.
— О, да! Он меня очень впечатлил. Для фигурного катания он придумал что-то очень неожиданное и отлично это исполняет, при этом совмещает со своим сложным техническим набором. Я не ожидала, что в произвольной программе с таким контентом возможно сделать это настолько круто.
— В группе никто не тянул руку со словами: «Даниил Маркович, мне хип-хоп, пожалуйста!»
— Не замечала, что кто-то из девочек горел желанием исполнить хип-хоп на льду. Это действительно трудно сделать так, чтобы смотрелось реально круто.
— Мужская тема?
— Есть, конечно, женщины, которые отлично его танцуют, но в фигурном катании это сложно совместить.
— Кстати, ТЩК или Triple A?
— ТЩК нам совсем не нравится. А Triple A очень смешно смотрится в написании. Когда я впервые это увидела, то подумала, что пишут о тройном акселе, и не поняла, о чем речь. Не знаю, но точно не ТЩК.
— Когда приходит успех, приходят новые друзья, бывает, и в кавычках. У вас случился такой приток новых знакомых?
— Особо нет. Мы ведь все время на катке, в каком кругу находимся, в таком и общаемся. Вот из школы начали писать и поздравлять, но это произошло от того, что мои учителя и одноклассники не знали, чем я занимаюсь, а затем вдруг это стало известно. Приятно.
— Вы изредка приходили в школу «Самбо-70″…
— …я не в «Самбо-70» учусь, а в обычной школе. Ученики долгое время считали, что я просто прогуливаю и не хожу на уроки.
— Когда вы пришли, вас встречали словами: «Анька, это ты?»
— Примерно так меня встретили после первого чемпионата России. В этот момент многие учителя и школьники резко узнали обо мне неожиданную для них информацию.
— Когда я бываю в компании, далекой от спорта, у меня чаще могут спросить: «О, а Губерниева знаешь?» Что спрашивают у вас?
— По-моему, одна девочка спросила, действительно ли я тренируюсь у Тутберидзе. Я и в школу прибегаю быстро, сдаю задания учителям, получаю новые — и на тренировку. Времени посидеть и поболтать у меня нет особого.
— Кто ваши герои-вдохновители? У Ханю — Плющенко, у Загитовой – Алина Кабаева, у Елены Ильиных — Фрида Кало…
— Я с детства пересматривала множество программ Мао Асады и сейчас понимаю, что она очень красиво выступала, при этом очень много лет она исполняла тройной аксель в то время, когда практически никто не делал таких сложных элементов. Это меня вдохновляло. Чтобы поставить аксель на льду, требуется долгое время, и я расстроена от невозможности тренироваться в том числе потому, что сейчас очень хороший период, чтобы заняться этими тремя с половиной оборотами. Я в хорошей форме, стартов нет, конец сезона. Шансов выучить новый прыжок в это время куда больше. Но я понимаю, что сейчас нужно сидеть дома.
Источник: SportRia