Камила Валиева – о детстве на катке, любимых программах и четверных прыжках

Пример HTML-страницы


Я начала кататься, когда мне было 3,5 года.            

Сначала мама позвонила в секцию художественной гимнастики, но для этого спорта я оказалась слишком маленькой. На фигурное катание записаться было проще – хватило обещания стараться на тренировках и не грызть лед.

На гимнастику через год меня все-таки отдали. А вдобавок к ней записали в балетную школу. Правда, от всех секций постепенно пришлось отказаться ради фигурного катания, но растяжка у меня именно с тех времен. Лед я выбрала по двум причинам: мне очень нравились вращения и моя тренер Ксения Семеновна Иванова, которая учила нас новым элементам.

Первая тренировка на катке стала настоящим испытанием: я постоянно падала, вставала, снова падала – а к вечеру у меня поднялась температура. Даже со своих дебютных соревнований я помню только то, что очень сильно замерзла, пока ждала награждения.

Зато в память врезалась поездка в Москву с моей первой настоящей программой под «Валенки». За победу мне вручили огромный кубок – в половину моего роста – и, кажется, тогда я поняла, что мне нравится соревноваться.

Однажды Этери Георгиевна призналась, что любит фигуристов, которые близки к отчаянию. Не могу сказать, что три года назад я совсем разочаровалась в спорте, но мне хотелось бросить себе вызов. И просмотр в «Хрустальном» был тем самым вызовом: стою я чего-то или мне пора попробовать себя в другом направлении.

Оказалось, что стою. Я была рада, что Этери Георгиевна поверила в меня и взяла к себе.

В тот момент я не думала о том, что попадаю по возрасту на Игры – и вообще не думала о них. Мечтать об Олимпиаде – это одно, а целенаправленно идти к ней – совсем другая история.

Формально испытательного срока в «Хрустальном» у меня не было, но первые месяцы сами по себе оказались сложными: я не сразу привыкла к новому темпу работы.

На тренировках иногда случались травмы. Первую – перелом мизинца на руке – я получила даже не на льду, а в зале во время ОФП. Ходить на тренировки я все равно продолжала, но упражнения приходилось делать в гипсе.

Возможно, это помогло мне в 13 лет, когда я сломала ногу перед финалом юниорского Гран-при. Каждый день я просыпалась с одним желанием: как можно скорее вылечиться и восстановиться. Как оказалось, после травмы сложно не столько физически, сколько морально – нужно было постоянно преодолевать боль и страх перед элементами.

Я не снялась с соревнований, но прыжковый набор пришлось упростить и отказаться от ультра-си. Я рисковала проиграть Алисе Лью, заявившей в произвольной по два четверных лутца и тройных акселя, но другого выхода не было.

На этом турнире я взяла золото, но понимала, что побеждать каждый раз без четверных прыжков невозможно. Слишком многое зависит не от тебя, а от того, в какой форме и с какими элементами приехали соперницы.

В нашей группе соблазна катать упрощенный контент не возникает ни у кого и никогда.

Первый четверной я учила долго, а прыгнула в свой день рождения – 26 апреля 2019 года. Не знаю, можно ли сохранить многооборотные прыжки после совершеннолетия; скажу, когда мне самой исполнится 18.

Не считаю, сколько четверных делаю за одну тренировку. Бывает по-разному. Верхней и нижней границы нет: тренеры командуют, когда переходить к следующему элементу. Нужно много всего успеть помимо прыжков: отработать вращения, дорожки и сами программы. День фигуриста очень длинный: разминка, два льда, хореография, отдых, занятия в джаз-классе, иногда – массаж.

Но фигурное катание – это, конечно, не только прыжки. Постановочный процесс – это большая творческая работа и вдохновение. Нужно раскрыть образ с помощью хореографии, собственного артистизма, костюма, макияжа, прически и при этом чисто откатать техническую часть.

Мне нравилась моя детская программа под Сен-Санса: ее поставил тренер Игорь Александрович Лютиков. Он включил музыку и попросил меня кататься и импровизировать – самые удачные находки стали частью хореографии.

Я думаю, каждой программе – свое время. Я могу представить себя и под русскую народную композицию, и в балетной классике, и под что-то современное. Мне нравится пробовать разные образы, но выбор музыки и программы – за тренерами. Я взрослею, меняюсь, и они лучше знают, что подойдет мне в данный момент. 

Иногда удачную программу нужно откатать два сезона. Это не так трудно, как может показаться: музыкантам, танцорам, актерам тоже приходится подолгу играть одни и те же партии или роли. Это часть профессии. Расставаться со старыми постановками даже сложнее и, если это возможно, я стараюсь катать их на показательных.

Под «Болеро» я буду выступать второй сезон подряд, но весь прошлый год оно по чуть-чуть обновлялось: совершенствовали костюм, переставляли прыжки. В межсезонье тоже кое-что изменили. Постоянные доработки не отвлекают – отношусь к этому как творческому процессу.

У меня есть кумиры в фигурном катании и, пожалуй, не один, но мне хочется оставаться собой. Конечно, я люблю смотреть программы других спортсменов, особенно если они выступали под ту же музыку, что и я.

Когда тренеры решили, что я буду катать «Болеро», я нашла видео с выступлениями Каролины Костнер, Елизаветы Туктамышевой, Джейн Торвилл и Кристофера Дина, Татьяны Навки и Романа Костомарова, Евгении Тарасовой и Владимира Морозова. Еще я посмотрела балетные постановки с участием лучших танцовщиц мира – Майи Плисецкой, Дианы Вишневой, Сильви Гиллем.

Фигуристки часто говорят, что им хочется быть похожими на Каролину. Мне она тоже очень нравится, но мы с тренерами старались придумать нашу собственную постановку.

Я знаю, что в фигурном катании иногда обсуждают введение артистической и технической программ. Если такое появится, я бы хотела соревноваться в обоих видах: я чувствую свои силы и в том, и в другом.

Фигурное катание – это многоуровневое, если можно так выразиться, искусство. Ты и спортсмен, и танцор, и артист, и модель, немного музыкант, даже сам себе визажист и стилист. Очень многогранный вид спорта. Некий «спортивный театр».

Я люблю соревноваться. Самая ценная медаль – серебро чемпионата России, первого в моей карьере. Была сумасшедшая и очень красивая борьба!

А самый тяжелый прокат в прошлом сезоне – произвольная с двумя четверными тулупами, сальховом и тройным акселем в финале Кубка России. Надеюсь, в следующий раз такой контент дастся мне чуть-чуть проще.

Я хорошо запомнила слова Этери Георгиевны после произвольной на пятом этапе Кубка: «Ты не оставляешь мне возможности тебя похвалить». Меня тогда это очень вдохновило: мне хочется, чтобы у нее, Даниила Марковича и Сергея Викторовича всегда была такая возможность. Это для меня счастье.

Не могу сказать, что из-за спорта мне пришлось повзрослеть раньше обычного. В апреле мне исполнилось 15 лет – и я чувствую себя на 15. Как и все, учусь в школе: сейчас совмещать уроки с тренировками проще, потому что в любой точке мира даже во время соревнований можно учиться онлайн.

Я очень люблю танцевать. А еще обожаю движение и скорость: от электросамоката до карта. Мне нравится чувство, когда ты приезжаешь в новый город (пусть даже на один день), берешь в аренду велосипед и едешь по незнакомым улицам. Когда мы ставили «Девочку на шаре», полюбила музеи: приходила в Пушкинский и подолгу смотрела на картину, чтобы лучше понять образ.

Я уверена, что дружба в спорте существует: многие фигуристы в хороших отношениях. Я общаюсь с нашими ребятами: с иностранцами не успела подружиться, потому что международных стартов у меня было всего четыре.

Между тренировками я веду страничку в инстаграме. Иногда читаю комментарии – классно видеть слова поддержки и лайки поклонников. Спасибо им за это!

Мне приятно, что выбрала меня своим амбассадором – и теперь я в одной компании с Алиной Загитовой, Дуа Липой, Карой Делевинь, Антуаном Гризманном, Усэйном Болтом и Льюисом Хэмилтоном. Недавно закончился чемпионат Европы по футболу, и сборная Италии победила именно в форме от PUMA.

Проще ли кататься на Олимпиаде, когда тебе 15 лет? Я этого не знаю – у меня не было такого опыта. Мне вообще не очень нравится то, что в глазах некоторых я уже автоматом отобралась на Игры. За попадание на Олимпиаду придется серьезно побороться. Впереди много стартов: этапы Гран-при и чемпионат России. Впереди огромная работа, чтобы заслужить место в сборной.

Что такое фигурное катание? Это моя жизнь.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии