— Вы выступили на «G-Drive Арене» перед матчем «Авангарда» с «Ладой». Как вам атмосфера в Омске?
— Замечательная! Конечно, очень сильно отличаются эмоции, которые происходят во время выступлений фигуристов и хоккейного матча. Но для меня было честью выступить перед такой игрой, а теперь сидеть в ложе и болеть за команду. Я уже четвертый раз в календарном году приезжаю сюда. И всегда с удовольствием бываю в Омске. Возможно, стану после этого болельщиком «Авангарда».
— Но вы ведь москвич. Не ЦСКА, «Спартак» или «Динамо»?
— Нет, я всегда был хоккейным болельщиком сборной России. С детства смотрел матчи наших на чемпионатах мира и Олимпиадах. А так, чтобы болеть за какой-то клуб — еще не доходил до такого. Но всё может быть…
— Как вы оцениваете свой сезон в контексте результатов?
— Был очень насыщенный внутренний сезон, много стартов. Начало получилось достаточно удачным. А потом несколько неудачных стартов. Конечно, это расстроило. Сейчас мне нужно подумать и проанализировать вместе с тренерами, с чем это может быть связано. Что нужно исправить в подготовке, какую работу провести в межсезонье. Надеюсь, что следующий сезон получится удачнее.
— Есть ли какие-то шоу, где вас смогут увидеть зрители?
— Еще с февраля у нас начался тур Ильи Авербуха. Во всех городах, где он планируется, я думаю, что приму участие.
— 8 марта был день рождения вашего тренера Алексея Мишина. Как вы его поздравили? Может быть, лично?
— Да, я в этот день был на тренировке. Хотя уже начался турнир «Русский вызов», к нам пришел Алексей Николаевич. Была праздничная атмосфера, все дарили подарки нашим дамам и, конечно же, Алексею Николаевичу. Записали поздравительные видео. Так что тренировка получилась замечательной.
— А в чем уникальность Мишина? Работать на таком уровне в 82 года!..
— Такая преданность делу, он отдает всего себя спортсменам. Постоянно думает, как можно улучшить то или другое. Заряжен силами и эмоциями, передает этот заряд нам — и мы его чувствуем. Мне кажется, вот в этом.
— Как раз вы о дамах заговорили — как думаете, Лиза Туктамышева вернется к соревнованиям? Как она вам в роли комментатора?
— Я редко смотрю соревнования, потому что сам в них участвую, а потом не пересматриваю. Слышал, может быть, несколько раз только. Но те разы, когда я смотрел, как комментирует Лиза, — мне нравилось. Вообще никаких моментов, которые могли быть некомфортными для меня как для зрителя фигурного катания.
Вернется ли Туктамышева или нет — вопрос к ней. А мы ждем, что решит Лиза.
— Почему вы не участвуете в турнире по шоу-программам? Ваше прошлогоднее выступление произвело фурор, и людям оно запомнилось.
— Здесь я не буду ничего говорить. Мы с вами беседуем в Омске на матче «Авангарда», и я не нахожусь в Питере. И это есть ответ.
— Большое событие для фигурного катания — Влад Дикиджи на тренировке прыгнул аксель в четыре с половиной оборота. Это новый уровень в мужском фигурном катании?
— Мне показали видео. Я считаю, что для нас это история. Потому что это первый российский фигурист, который прыгнул такой прыжок. И второй в мире в целом.
При обсуждении мне парировали: пока это не сделано на соревнованиях, его нельзя засчитывать официально. Но у нас же есть видеодоказательство, и я считаю, что это огромное достижение.
— Вы учите этот прыжок? Или считаете риск неоправданным?
— Нет, я думаю, что никогда в своей карьере не дойду до изучения этого прыжка. И страшно в какой-то мере, и у меня нет такого хорошего запаса на тройном акселе, чтобы я мог почувствовать силы для того, чтобы добавить еще один оборот.
— Дойдет ли эволюция фигурного катания до того, что этот прыжок станет обиходным?
— А есть ведь потенциально пятерные в будущем, которые станут подвластны еще меньшему числу людей, чем четверные прыжки. Тут нужно учитывать изначальную предрасположенность к исполнению настолько сложных элементов. Будет зависеть от таланта. Но что-то мне подсказывает, конечно, техника со временем будет усложняться, совершенствоваться, расти общий уровень фигурного катания. Поэтому четверной, скорее, будет встречаться чаще. Потому что перестанет восприниматься как невозможное.
— Что, пятерные реально могут появиться?
— Да. С точки зрения сегодняшнего дня это кажется космическим уровнем. А потом, наверное, начнут делать. Вот я считаю, что Илья Малинин может это исполнить. Если уже не делает. Мне кажется, мы увидим это в его исполнении.
— А что говорит Алексей Мишин о четверном акселе?
— Я не знаю его мнение, но у нас сейчас Глеб [Лутфуллин] иногда пытается при хорошем самочувствии и состоянии пробовать этот прыжок. Или вот Миша Коляда пару лет назад тоже пытался его на сборах исполнить. И у него достаточно неплохо почти получалось. Я тоже рассматриваю мнение Алексея Николаевича относительно прыжка так, что это нельзя назвать невозможным.
— А когда вы впервые заходили на четверной лутц, было страшно?
— Страха не было. Как и в произвольной программе, где он не получился — вышел только в короткой, я заходил с пониманием того, какие действия мне необходимо сделать. И в короткой программе как раз эти действия привели к успешному выполнению прыжка.
— Недавно российских теннисистов допустили на Олимпиаду в Париж, включая даже команду. Это прорыв? Может, и фигуристов в 2026 году допустят на Олимпиаду в Милан?
— Вообще, тема не обсуждалась в моем кругу. Но нельзя это рассматривать как плохой знак. Разумеется, это хорошие новости. Мы надеемся, это приведет к тому, что и в других видах спорта начнут допускать российских спортсменов.
— Вам удалось пообщаться с Камилой Валиевой? Поддержали ее в нашумевшей истории?
— Я не смог поговорить с Камилой лично и не писал ей. У нас в целом не было тесных взаимоотношений, чтобы мы друг другу о чем-то говорили. Но я уже высказывался, что поддерживал ее лично и всю команду, которая выступала вместе с ней на Олимпиаде.
— Фигурное катание гораздо популярнее хоккея, и об этом можно судить даже по количеству комментариев под каждой новостью из вашего вида спорта…
— Комментарии яркие, да.
— Читаете их?
— Сейчас нет, а раньше читал. Теперь у меня такой детокс от телеграма и других соцсетей. Я как-то спокойно живу без новостей.
— Так вот, популярность — это гнет или радость? Может быть, экранироваться?
— Вот это я и пытаюсь сейчас сделать. Чуть-чуть отойти от активного участия в медиасфере фигурного катания. То, что я не буду активно следить за всеми новостями, где что происходит и кто что пишет. И посмотреть, как на мне это может сказаться.