— Как создалась ваша пара?
Валерий: В конце прошлого сезона наши с Ясминой прежние пары распались. И она, и я начали искать партнеров, так как мы хотели продолжать спортивную карьеру. В итоге попробовали кататься вместе.
— Что явилось причиной для расставания с прежними партнерами, ведь, по сути, все свои годы в парном катании вы провели с ними?
Валерий: С Ксюшей у нас была хорошая юниорская карьера. Мы участвовали во всех главных стартах и не раз. Были призерами юниорского чемпионата мира, первенства России, этапов юниорской серии Гран-при. Но в какой-то момент стало очевидно, что наша пара достигла своего максимума, и хотя мы предприняли шаги, чтобы что-то поменять, уехали тренироваться к другим тренерам в Сочи, это ни к чему не привело. Результаты, к сожалению, не улучшались. Мы понимали, что с таким катанием во взрослые вместе не пойдем, хотя и выступили на нескольких взрослых стартах, но по сути все еще оставались в юниорах.
В общем, мы поговорили с Ксюшей и нормально расстались. Поблагодарили друг друга за все то, что преодолели и прошли. Мы на самом деле прошли очень долгий и сложный путь в юниорском спорте. И я очень благодарен Ксюше за все.
Ясмина: Мы также расстались с Ваней по-доброму. Ваня – этот тот человек, с которым я попробовала себя в парном катании. Он научил меня всему, всем элементам. В нашей совместной работе (правда, она была не такой продолжительной, как у Валеры с Ксенией) было много запоминающихся моментов. Все тренировки проходили на позитиве. Но наступил момент, когда мы остановились в своем развитии. К тому же вмешались и объективные обстоятельства – я выросла, и мы уже не подходили как партнеры друг другу по росту. Стало понятно, нужно что-то менять. Мы с Ваней поблагодарили друг друга и расстались спокойно, хорошо.
— Сложно расставаться с партнерами, особенно, когда они первые и единственные, с кем вы катались?
Ясмина: Это спорт. И когда понимаешь, что необходимы перемены, надо все спокойно обдумать и обсудить. Не стоит делать из этого трагедии, потому что это жизнь, мы все люди, и у каждого свои цели, все хотят развиваться и двигаться дальше. В такой ситуации не надо смешивать профессиональное с личным. В спорте, случается, партнеры расстаются, но это не значит, что они перестают быть друзьями. Даже если партнеры расстались, то они не перестают общаться.
Валерий: Согласен.
— Как проходили ваши первые совместные тренировки?
Валерий: На самой первой тренировке я был не совсем в форме – у меня на тот момент была травма, и я долечивался. Постепенно сам входил в форму, потом мы с Ясей стали пробовать элементы. На первых порах, ясное дело, что-то не получалось, но постепенно всё нарабатывали и нарабатываем – работаем.
Тренируемся мы с конца февраля. Я даже дату помню – 23 февраля. Пришел на каток, и Яся меня поздравила с Днем защитника Отечества, подарила подарок. Это было приятно – первая тренировка и сразу подарок!
Ясмина: Таким получилось наше знакомство. (Смеется). Мы как-то сразу нашли общий язык, можно сказать, поймали волну…
Валерий: Но все равно поначалу притирались друг к другу. По характерам мы оба эмоциональные, но быстро поняли, что все эти эмоции не надо переводить на себя. Наоборот, лучше все их направлять в нужное русло.
Ясмина: В работу, прокаты, все такое. В последнее время у нас с Валерой все очень гладко. Мы, как я сказала, поймали волну. До этого возникало некоторое недопонимание: один говорил одно, другой другое, хотя имел в виду то же самое.
Валерий: До того, как встать в пару, мы катались только с одними партнерами, поэтому сказывалась привычка. Было немного непонятно, почему прежний партнер делал это так, а сейчас тот же элемент новый партнер делает иначе. Мы же с Ксюшей Ахантьевой катались вместе 6 лет.
Ясмина: А я с Ваней почти 3 года.
Валерий: Но мы с Ясней уже не маленькие, понимаем для чего встали в пару.
Ясмина: Ссориться и обижаться – это непрофессионально. Недопонимание, если и возникало, то не из-за наших характеров, а по работе, как бывает у всех. В таких ситуациях главное – не переходить на личности, да и у нас в группе запрещено это делать.
— Валера, ты сам из Петербурга, но «Клуб Тамары Москвиной» для тебя новая школа. Каковы первые впечатления?
Валерий: На самом деле я рад оказаться в этой школе, потому что здесь работают профессионалы очень высокого уровня. Об этом говорят и результаты ребят. Конечно, это совсем другой уровень. Здесь нельзя давать слабину, лодырничать, халявить. Да и не получится это делать.
До отъезда в Сочи я тренировался в Питере, в группе Великовых, но знал, что у Тамары Николаевны очень сильные спортсмены. У меня действительно было желание работать здесь. И я рад, что вернулся в свой родной город. Мне это сильно помогает.
Ясмина: Вся работа в нашей группе построена так, что выходишь на лед и от начала до конца тренировки постоянно чем-то занимаешься. Не бывает такого, что сделал элемент и перерыв — все всё время в работе.
Как говорит Тамара Николаевна, она никого не заставляет что-то делать, потому что если человек хочет, он идет и работает. Без всякого. Поэтому когда приходишь в эту группу, то понимаешь, что это другой уровень – это не просто желание кататься, это не развлечение, не хобби, а твоя работа. Профессиональная. И ты выходишь на лед и осознаешь, что самому нужно усердно работать.
— К тому же рядом с вами на льду сильные пары – Настя Мишина с Сашей Галлямовым, Саша Бойкова с Димой Козловским…
Ясмина: Это очень подстегивает, заставляет всё делать лучше и лучше, потому что когда видишь, что кто-то делает лучше, то возникает понятное желание тянуться и улучшаться.
Валерий: Когда мы только начинали, и я был не совсем в форме, то было немного непривычно, особенно, когда через неделю все ребята вышли на лед. Они вернулись с Олимпиады, и были такие уверенные в себе. И у меня сразу мелькнула мысль, что я тоже должен хорошо кататься.
— Как идет ваша подготовка?
Валерий: Мы уже поставили новые программы. Изучили элементы, подправляем немного технику и накатываем программы, готовимся к сезону. Обе наши программы поставил Николай Морошкин, но Артур Минчук и Тамара Николаевна вносили свои коррективы.
Ясмина: Так что в постановке программ участвовали все наши тренеры.
Валерий: На сборе в Сочи в течение месяца мы очень много, каждый день работали с солистами балета Бориса Эйфмана – Альбертом Галичаниным и Еленой Кузьминой. Отрабатывали нюансы программ, передачу характера музыки…
— Что-то расскажете о новых программах?
Валерий: Пока не будем называть музыку, покажем программы на контрольных прокатах в Питере. Для короткой взяли классическую тему, произвольная – на современную музыку с любовным сюжетом. Это история о том, как тяжело потерять любимого человека. Но концовка – ликование и счастье, потому что, несмотря ни на что, мы все-таки вместе!
Ясмина: Если пересказать сюжет в нескольких словах, то он о том, что «мы будем жить и любить вечно».
Валерий: Хотя, возможно, каждый увидит в этой истории что-то свое.
Ясмина: Музыку для короткой программы предложила Тамара Николаевна, а для произвольной выбирали все вместе.
Валерий: Музыка для короткой программы, можно сказать, уже классика, потому что многие фигуристы катались под нее. Но нам хочется попробовать себя в этих образах, потому что мы с Ясей очень эмоциональные люди, и изобразить разные эмоции нам не так сложно. И все равно мы много работаем над хореографической частью, что немаловажно для взрослого катания. Хотим, чтобы это также стало нашей изюминкой. Хотим показать именно парное катание.
Ясмина: Именно катание, а не просто элементы.
Валерий: Мы работаем над всем. У нас хорошо идут прыжки – тройной ритбергер с руками наверх, тройной сальхов… Потенциально мы можем и больше.
Ясмина: Тренируем все. В программах пока остановились на этих прыжках. Возможно, будем усложняться.
— Ясмина, с Ваней ты прыгала тройной флип.
Ясмина: Поэтому и говорю, посмотрим по ходу сезона.
— Какие задачи вы ставите в дебютном сезоне?
Валерий: Показать наш максимум, но для начала его узнать, потому что тренировки – одно, соревнования – другое, и нужно выдавать чистые прокаты, чтобы самим понимать, на что мы способны.
— Как влияет на вас ситуация в мире? Или как новую пару, которая должна начинать соревноваться на внутренних стартах, вас это не сильно касается?
Ясмина: Пока это нас не сильно касается, но все равно хочется, чтобы были и международные старты, так как это другой уровень, да и международный рейтинг надо зарабатывать.
Валерий: В связи с неучастием российских фигуристов в международных стартах есть определенные ограничения, нет полной свободы, но это не отменяет нашего стремления, желания и мотивации продолжать.
Недавно мы были на прокатах в Игоре, под Питером, где собралось много зрителей. И вот когда люди приходят, смотрят и поддерживают спортсменов – это очень подстегивает и дает силы и мотивацию продолжать и улучшаться. Хорошо, что наша федерация проводит много соревнований.
Ясмина: И делает все возможное, чтобы наши фигуристы имели возможность соревноваться и выступать.
Валерий: Думаю, в следующем сезоне российские старты – наши Гран-при будут организованы более масштабно, будут проводиться в крупных городах и трибуны дворцов будут заполнены зрителями.
Ясмина: Во всем надо находить свои плюсы. Да, мы не сможем пока участвовать в международных стартах, но зато у наших болельщиков появится возможность чаще видеть своих кумиров. В прошлые годы наши ведущие спортсмены выезжали на этапы Гран-при, а сейчас многие будут выступать на наших турнирах, и зрители увидят их не по ТВ, а вживую.
— Понятно, ваши основные планы связаны с фигурным катанием, но чем вы увлекаетесь, занимаетесь вне льда?
Ясмина: Я учусь в школе, много читаю — классику, фэнтези, люблю детективы, романы. Иногда читаю книги по психологии о развитии личности. Мне это интересно. Люблю рисовать, карандашами и красками…
Валерий: Я учусь в «Лесгафта» на факультете спортивного менеджмента. У нас будет практика в одной из спортивных организаций. Посмотрим, как это на деле.
В свободное время я очень люблю ходить в бассейн, плавать. Это и полезно для здоровья. Недавно также увлекся психологией. На сборе в Сочи посещал курсы спортивного психолога.
Ясмина: И после каждого занятия приходил и рассказывал, что там было. «Экспериментировал» на мне. (Смеется).
Валерий: Но это действительно очень важно для спортсменов знать основы спортивной психологии. Ведь на тренировках мы делаем все, а вот как показать свой максимум на старте…
Ясмина: А я хочу еще добавить, что очень люблю танцевать. В свободное время включаю музыку и начинаю придумывать образы, танцевать. После такой «зарядки» у меня появляется ощущение свободы, облегчения, эмоциональной и физической перезагрузки. В будущем хочу стать хореографом-постановщиком, тренером, поэтому и пробую импровизировать, танцевать под разную музыку.
Валерий: В мае мы занимались с группой «Тодес», и Яся хорошо танцевала.
— Почему тогда не танцы, а парное катание?
Ясмина: Я сразу хотела в парное катание, потому что в танцах, мне казалось, будет скучно без прыжков, выбросов, других элементов. Парное катание мне интереснее. И когда я выхожу на лед, сколько бы раз это ни происходило, я всегда кайфую.
— Не страшно?
Ясмина: Главное доверять партнеру, тогда ничего не случится.
Валерий: Если доверять партнеру на все 100, то всё будет хорошо!